10.05.2019
Учительница родного (аварского) языка и литературы Абдулхамидова А.М. провела открытый урок по литературе в 6 классе.
Тема урока: Махмуд из Кахабросо. Встаньте с этой бурей землю очищать.
Цели урока:
- расширить и закрепить знания учащихся по творчеству Махмуда из Кахабросо;
- развитие связной речи учащихся, познавательного интереса, творческих способностей;
- воспитать любовь к Родине, к истории и культуре своего народа.
Урок был посвящён крупнейшему аварскому лирику, классику дагестанской литературы - Махмуду из Кахабросо. На уроке было видно, что его творческое наследие представляет собой яркую страницу художественной культуры народов Дагестана. Присутствовавшие сделали вывод, что Махмуд имеет, огромную роль в истории нашей духовной культуры.
Урок начался с того что мальчик в национальной одежде и с пандуром в руках исполнил под мелодию самое совершенное произведение Махмуда касыду «Мариам». Это всё создавало обстановку как будто сам Махмуд сидит с нами на уроке и мы окунулись в то время. Презентации хорошо дополняли ход урока. Ни одно слово, ни один слайд не были лишними на уроке. Всё помогало учащимся создать картину того времени и понять Махмуда и его стихи. Урок проводился в нестандартной форме. Учащиеся совершили экскурсию по жизни поэта. Говорилось о таких этапах жизни поэта: «Начало жизни Махмуда», «Учёба Махмуда», «Махмуд и Муи», «Махмуд участник Первой мировой воны», «Махмуд и Махач Дахадаев», «Конец жизни Махмуда».
Перед глазами пролетела вся жизнь поэта. Эти этапы жизни Махмуда дополняли такие презентации как: фотографии Махмуда и Муи, письмо, написанное его рукой и о его ранении, фото Махача Дахадаева и Нажмудина Гоцинского, памятники Махмуду. и.т.д.
Использовался приём театрализация и учащимися был поставлен отрывок из трагедии Абасил Магомеда «Махмуд», где они эмоционально и проникновенно сыграли свои роли. Присутствовала метапредметная связь с изобразительным искусством. Учитель показал слайды с изображением памятников Махмуду, автором которых является скульптор Хасбулат Нухбегович Аскар-Сарыджа. А также присутствовала связь с такими предметами как история и музыка. На уроке дополнительно используются разнообразные справочные материалы. Форма организации деятельности фронтальная, групповая и индивидуальная. Был использован видеоролик где учащиеся увидели дом в котором жил Махмуд. Организована эмоциональная и качественная рефлексия. На уроке царила атмосфера добра, творчества, радости, как того требует ФГОС.